Производство, торговля или сфера услуг: на чем выгоднее строить бизнес
Все виды бизнеса в конечном счете можно свести к трем основным направлениям: производство, торговля и сфера услуг. Каждая сфера имеет свои риски, достоинства и недостатки. В статье рассказываем об особенностях разных видов предпринимательской деятельности и разбираем пример симбиоза трех направлений в одном бизнесе.
Купи-продай: бизнес в сфере торговли
Основная задача в сфере торговли – закупить товар по низкой цене и продать по более высокой. С ростом популярности маркетплейсов войти в торговлю стало еще проще: больше нет необходимости содержать большой склад, договариваться о размещении товаров в розничных магазинах или открывать собственную торговую точку. При этом продавать товары стало сложнее, ведь с упрощением входа в нишу растет и конкуренция. Появились новые сложности: найти уникальный товар, выделиться в конкурентной среде, создать грамотную стратегию продвижения, настроить рекламу.
Начать бизнес в сфере торговли можно даже с небольшими вложениями, но и прибыль при этом будет небольшой. Для большинства товаров средняя надбавка к закупочной стоимости составляет 20-30%. Отсюда выделяются средства на продвижение, а в случае масштабного бизнеса – еще и на зарплату рабочим, аренду складского помещения, непредвиденные расходы. Конечно, если товар уникальный и редкий – например, изделия ручной работы – надбавка может составлять 50% и более. Однако здесь продавца ждут новые трудности: подобные товары сложнее продать.
Основные достоинства бизнеса в сфере торговли – это простой порог вхождения и возможность начать собственное дело с минимальными затратами. Но есть и недостатки:
-
Высокая конкуренция;
-
При небольших вложениях – невысокая рентабельность, скромная прибыль и сложность масштабирования;
-
Нерегулярная прибыль при продаже сезонных товаров;
-
Сложность поиска уникальных товаров.
Особенности сферы услуг
Вариантов бизнеса в сфере услуг множество: от автомастерской и салонов красоты до частных школ дополнительного образования. Расходы на запуск также разнятся. Например, для открытия автосервиса необходимы просторное помещение, большой набор инструментов и оборудования. А для открытия частной образовательной организации может быть достаточно небольшой учебной комнаты со столами и стульями.
Общая сложность для бизнеса в сфере услуг – поиск квалифицированных кадров. Ведь в конечном итоге успех будет зависеть от качества работы сотрудников. Также важно выбрать правильное место: парикмахерская в оживленном спальном районе, скорее всего, будет успешнее, чем такая же, но на краю города.
Плюсы бизнеса в сфере услуг – возможность начать работу с небольшими вложениями и выйти на достойную прибыль. К главным недостаткам относят:
-
Необходимость поиска опытных и профессиональных кадров для работы;
-
Дорогостоящее оборудование для некоторых сфер, а также регулярные траты на расходные материалы;
-
Зависимость от месторасположения;
-
Высокая конкуренция;
-
Сложность масштабирования.
Так, если на производство можно купить дополнительное оборудование и нанять несколько новых рабочих, чтобы нарастить объемы продукции (и, как следствие, прибыли), то в сфере услуг придется открывать новую точку. Причем точку, идентичную первой, со всеми сопутствующими расходами. Одно производство может обеспечивать товарами весь город, регион или даже страну. А вот одна точка с услугами, как правило, обеспечивает спрос одного района, максимум – города.
Производство – симбиоз трех сфер
Производство – огромное поле для предпринимателя, где каждый может найти нишу по душе. Сумма вложений также может быть разной: например, мыло ручной работы можно изготавливать и у себя дома, без использования специальной техники. Для производства тротуарной плитки уже понадобится минимальный набор оборудования и отдельное помещение.
Главные достоинства бизнеса в сфере производства:
-
Высокая прибыль, на которую можно выйти даже на небольших предприятиях;
-
Государственная поддержка: льготное кредитование, лизинг;
-
Возможность влиять на качество и себестоимость продукции;
-
Хорошая рентабельность при налаженных каналах сбыта;
-
Невысокая конкуренция в сравнении с торговлей и сферой услуг.
Основные недостатки – дорогостоящее оборудование и сравнительно сложная организация. Сложность в том, что бизнес на производстве товаров чаще всего включает в себя и сам процесс изготовления, и продажи, и услуги. Рассмотрим на примере производства газобетона.
Чтобы начать бизнес по изготовлению газоблоков, понадобится производственная линия, склад для хранения, качественное сырье и несколько рабочих. На профессиональных линиях большинство процессов автоматизировано, так что особых требований к персоналу нет. После монтажа линии и пусконаладки делаются пробные заливки и разрабатывается «идеальная» рецептура. Все это – производственная часть. Следующий этап – продажи: нужно наладить сотрудничество с торговыми сетями, строительными бригадами, компаниями, а также частными покупателями. Некоторые производители газобетона параллельно оказывают услуги: например, доставку. А те, кто наладил бизнес и готов поделиться опытом, могут организовывать платные вебинары, получая дополнительный доход.
Рентабельность производства газобетона – до 30%. Чистая прибыль на средней линии производительностью 60 м3 газобетона в сутки – от 6,5 миллионов рублей в месяц. Конечно, в сфере торговли и услуг начать бизнес проще, но чтобы выйти на такой уровень дохода, понадобится много времени и средств.
Узнать больше о других бизнесах в сфере производства можно в этой статье.
«АлтайСтройМаш» производит линии для производства газобетона с 2000 года. Мы помогаем всем начинающим производителям освоиться в новой сфере: бесплатно обучаем работе с оборудованием, налаживаем рецептуру и предоставляем маркетинговые материалы для продвижения на старте. Оборудование можно приобрести в лизинг – мы сотрудничаем с крупнейшими лизинговыми компаниями России.