Производство полуфабрикатов как бизнес: организация, технология, оборудование
В современном мире у людей остается все меньше времени на готовку. Полуфабрикаты – своеобразный компромисс для тех, кто постоянно спешит. Котлеты, пельмени, вареники, фрикадельки с «домашним» вкусом пользуются все большей популярностью. В статье разбираемся, как открыть собственное производство полуфабрикатов, можно ли на этом заработать и какие сложности ожидают начинающего производителя.
Организация производства полуфабрикатов
Любое пищевое производство требует основательной подготовки. Помещение должно быть просторным, нежилым, с удобным въездом и несколькими входами. Оно должно соответствовать требованиям к освещению и температурному режиму, санитарным нормам, правилам пожарной безопасности. Каждая технологическая операция должна осуществляться в отдельной зоне: прием сырья, производство продукции, упаковка и хранение не могут происходить в одном и том же месте. За соблюдением санитарных норм строго следит Роспотребнадзор: представители этого органа регулярно берут пробы с оборудования, одежды и рук сотрудников предприятия, инструментов. При этом анализы оплачивает компания-производитель. Несоответствие нормам (например, наличие каких-либо патогенов) грозит большими штрафами, а иногда – и закрытием бизнеса.
Если подобные сложности не пугают, необходимо выполнить следующие шаги:
-
Зарегистрироваться как ИП или ООО. Выбор формы ведения бизнеса зависит от масштаба предприятия, количества учредителей, целей;
-
Найти и подготовить производственное помещение, закупить необходимое оборудование;
-
Получить декларации соответствия и разрешения от Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Приступать к производству можно будет только после того, как сотрудники органов власти проверят помещение и одобрят его;
-
Согласовать технические условия (ТУ). Можно работать по уже готовым рецептурам: в таком случае достаточно приобрести готовые ТУ. Если же у вас уникальные рецепты, необходимо согласовать их с Роспотребнадзором;
-
Зарегистрироваться в системах «Честный знак» и «Меркурий». Первая система позволяет государству отслеживать товары, которые подлежат обязательной маркировке. Вторая позволяет контролировать качество продуктов питания животного происхождения.
Технология и оборудование для производства полуфабрикатов
На вкус готовых изделий влияет каждая мелочь: от качества сырья (мяса, муки, овощей, творога и пр.) до пропорций и вида специй. Для налаживания рецептуры потребуется опытный технолог, а поиск надежного поставщика сырья может занять немало времени. Состав линии зависит от вида производимой продукции, широты ассортимента и масштабов производства. Многие предприниматели советуют не зацикливаться на одном типе товара. Даже в сфере полуфабрикатов бывает «низкий» сезон: например, во время поста пельмени покупают реже. Зато вареники с «постной» начинкой или овощные котлеты становятся в этот период особенно популярны. Чем больше ассортимент, тем больше разнообразного оборудования потребуется.
Рассмотрим технологию производства полуфабрикатов на примере пельменей:
-
Подготовка сырья. Обработка мяса, просеивание и очистка муки, промывка и нарезка овощей (в частности, лука);
-
Замешивание теста. Рецептура может быть разной: обычно в нее входят свежие яйца или яичный порошок, растительное масло, молоко или кефир, теплая вода, соль. Ингредиенты подают в тестомес, вымешивают в течение 10-30 минут. Затем тесту дают время на «отдых»;
-
Замешивание фарша. Мясо, специи и лук соединяют в фаршемешалке и перемешивают до однородности;
-
Штамповка (формование) пельменей. Для этого часто используют специальный формовочный аппарат. Тесто подается в виде трубки, внутрь которой помещается фарш. Формующий узел нарезает пельмени и придает им заданную форму;
-
Заморозка пельменей. Готовые пельмени помещаются на лотки, а затем – в морозильную камеру;
-
Сортировка продукции. Замороженные пельмени перебирают и отсеивают «неудачные» экземпляры;
-
Упаковка и отправка на склад готовой продукции. Для хранения понадобятся просторные холодильные камеры.
Чем больше автоматизирована производственная линия, тем выше ее стоимость. Цена небольшого завода начинается от 5-7 миллионов рублей. С учетом подготовки помещения, организации и рекламы минимальные вложения в бизнес – около 10 миллионов.
Для производства полуфабрикатов потребуется следующее оборудование:
-
Морозильные камеры. Понадобится несколько камер: для хранения разного вида сырья и готовой продукции;
-
Устройства для измельчения мяса и овощей. Это может быть промышленная мясорубка или волчок;
-
Фаршемешалка. Существует множество видов фаршемешалок: лопастные и шнековые, вакуумные и атмосферные, электрическими или гидравлическими и т.д.;
-
Формовочные машины. Позволяют получать одинаковые изделия заданного веса;
-
Устройство для панировки. Некоторые виды полуфабрикатов (котлеты, шницели) дополнительно предусматривают жидкую или сухую панировку;
-
Дополнительное оборудование. Транспортеры и производственные линии, мойки, упаковочные станки и пр.
Производство полуфабрикатов как бизнес
Основные покупатели полуфабрикатов – частные лица, местные и федеральные торговые сети, небольшие магазины. Конкуренция на рынке достаточно высокая, и придется постараться, чтобы попасть на полки даже местных магазинов.
Переговоры с торговыми сетями часто длятся долго, до полугода. За это время цены на сырье могут значительно вырасти, но повышать стоимость продукции для сети будет уже нельзя. Кроме того, практика показывает, что если производство небольшое, доставлять продукт на дальние расстояния невыгодно. Поэтому на первых порах основной упор стоит делать на близлежащих потребителей.
Рентабельность такого производства зависит от производительности линии, ассортимента, стоимости сырья, рекламы, продаж – факторов множество. В среднем при грамотном подходе рентабельность бизнеса составляет 25-28%. Средний срок окупаемости – 12 месяцев. Однако в таком бизнесе важно «держать руку на пульсе», чтобы суметь удивить и заинтересовать современного потребителя.
Основная сложность пищевого производства – необходимость следовать строгим нормам и требованием, оформлять множество разрешительных документов. Есть и другие виды бизнеса со схожей рентабельностью, где требований минимум – например, производство газобетона. Рентабельность около 30%, средний срок окупаемости – 5-7 месяцев. Основные условия – теплый цех, наличие электричества и воды. Узнать больше о бизнесе на производстве газобетона можно в этой статье, а узнать о других вариантах бизнеса в строительной сфере – здесь.
«АлтайСтройМаш» помогает начинающим производителям газобетона освоиться в новой сфере с 2000-го года. Наши специалисты индивидуально подбирают рецептуру, проводят бесплатную пусконаладку и обучение, предоставляют маркетинговые материалы для продвижения. А главное – всегда остаются на связи, даже после истечения гарантийного срока. Ознакомиться с оборудованием можно в каталоге.